СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ

Официальный сайт

МКДОУ детский сад № 25

г. Тавда

СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ

 

Служба ранней помощи детям и их семьям

в  детском саду № 25

 

График работы специалистов Службы ранней помощи на 2023-2024 учебный год 

 

План работы Службы ранней помощи на 2023-2024 учебный год

 

График работы Службы ранней помощи на 2023-2024 учебный год

 

 

Ранняя помощь детям и их семьям комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям целевой группы и их семьям, и направленных на: содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.

  Оказание ранней помощи включает:

— междисциплинарную оценку состояния и развития, условий проживания и воспитания ребенка;

— разработку индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и его семьи;

— проведение совместных активностей с ребенком и семьей;

— подбор и обучение ребенка различным способам коммуникации;

— помощь родителям в освоении различных способов взаимодействия со своим малышом и специфических  методов обучения ребенка с целью его оптимального развития;

— помощь родителям в организации развивающего пространства в домашних условиях;

— подготовка перехода ребенка из службы ранней помощи в дошкольное учреждение.

 Почему так важно обращаться 

к специалистам как можно раньше?

Первые годы жизни – необычайно важное время для развития ребенка. Именно в этом возрасте наиболее активно развивается мозг малыша. В первые 2-3 года жизни ребенок учится доверять своим близким и исследовать окружающий мир. В этом возрасте малышу гораздо легче осваивать язык и речь, учиться самостоятельности и общению. Поэтому крайне важно вовремя выявить нарушения в психофизическом развитии ребенка и оказать ему и его семье всестороннюю  помощь и поддержку.

Какие специалисты работают в службе 

ранней помощи?

Программы ранней помощи включают работу междисциплинарной команды специалистов: фельдшера,  педагога - психолога, учителя - логопеда, инструктора по адаптивной физкультуре. В Службе работают специалисты, имеющие соответствующие компетенции в сфере ранней помощи. Важную роль в разработке программы раннего развития играют родители ребенка.

При реализации программ используются следующие формы работы: индивидуальные, групповые, очные, дистанционные и выездные.

 Что может служить поводом для обращения родителей  

в службу ранней помощи?

 Это может быть беспокойство родителей, связанное с самыми разными вопросами развития и воспитания младенца. Если малыш медленнее сверстников осваивает моторные навыки, отстает в речевом развитии, отказывается от общения с другими детьми, проявляет агрессию или пассивен и молчалив, постоянно плачет, у  него нарушен сон и аппетит, если родителей что-то      тревожит и они хотят лучше разобраться в особенностях развития своего малыша, необходимо обратиться к  специалистам. Причиной обращения в  могут быть и более серьезные нарушения у детей. Проблемы в психофизическом здоровье у ребенка возникают по самым разным причинам — от врожденных и биологических медицинских факторов до проживания в трудных социальных условиях или вне семьи.

Целевая группа — семьи с детьми раннего возраста, имеющими отставание в одной или нескольких областях развития или нарушения (отклонения) в развитии.

 Кто может получить помощь в Службе ранней помощи?

Критерии (показатели) для предоставления услуг ранней помощи детям до трёх лет:

  1. Ребенок-инвалид.
  2. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет с выявленными стойкими нарушениями функций организма или заболеваниями, приводящими к нарушениям функций организма, задержкой развития, подтвержденными справкой, выданной медицинской организацией.
  3. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет воспитывается в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, что выявляется организациями социального обслуживания, помощи семье и детям, органами опеки и попечительства.
  4. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, что подтверждено заключением психолого-медико-педагогической комиссией.
  5.  Беспокойство семьи по поводу развития, трудностей поведения и адаптации ребенка в возрасте до 3-х лет.

Для определения нуждаемости ребёнка в услугах ранней помощи необходимо записаться на первичный приём.

Как попасть в Службу ранней помощи на первичный приём?

Запись на первичный приём в службу ранней помощи осуществляется по телефонам:

8(34360) 30932.

 Время записи: понедельник-пятница с 9.00 до 15.00

 Администратор Службы ранней помощи – Хусаинова Лариса Викторовна

 Первичный приём проводится по средам с 11.00 до 15.00 в детском саду № 25

по адресу г. Тавда, ул. Дзержинского, 2-в

 

Какие услуги проводятся для детей, включённых в программу ранней помощи?

 По заключению междисциплинарного консилиума для ребёнка определяется типовой маршрут, составляется индивидуальная программа, организуются:

- консультирование родителей по формированию и развитию социально-бытовых навыков ребенка; по развитию подвижности и двигательной активности, коммуникации, речи, общения, познавательной активности;

- психологическое консультирование родителей (других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц), в области социального и эмоционального развития ребенка, его взаимодействия с родителями, формирования привязанности;

- совместная активность специалиста с ребенком и семьей с целью содействия развитию коммуникации, речи и общения, познавательной активности, формирования социально-бытовых навыков, подвижностисоциального и эмоционального развития, улучшения взаимодействия ребёнка с родителями (другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами) в привычной благоприятной среде, а также улучшения отношений в семье в целом.

 Все занятия и консультации проводятся бесплатно.


 

Служба ранней помощи на базе дошкольной образовательной организации

 

     Известно, что в первые годы жизни ребенка закладываются основы для

его будущего развития. Большинство детей растет и развивается в

соответствии с описанными вехами развития, они начинают ходить,

говорить, и осваивают новые навыки тогда, когда от них этого ожидают. У

некоторых маленьких детей развитие разворачивается более

медленно или атипичным способом. Основными причинами для

возникновения подобных трудностей в раннем возрасте могут быть

физические нарушения или неблагоприятная окружающая среда, или

комбинация разных факторов. Часто причина остается неизвестной. Однако

неоспоримо то, что глубоко недоношенные дети, дети с генетическими

нарушениями (типа синдрома Дауна), дети с церебральным параличом, аутичными проявлениями нуждаются в помощи. Именно для этой цели создана и функционирует уже четыре года Служба ранней помощи на базе МАДОУ детский сад № 25  для детей от 0 года до 3 лет, а при необходимости  до 7-8 лет с ограничениями жизнедеятельности или риском появления таких ограничений. Возраст детей определен неслучайно именно в этом возрасте наиболее активно развивается мозг малыша. В первые годы жизни ребенок учится доверять своим близким и исследовать окружающий мир. В этом возрасте ребенку гораздо легче осваивать язык и речь, учиться самостоятельности и общению. Поэтому  важно вовремя именно в этом возрасте выявить возможные нарушения в психофизическом развитии ребенка и оказать ему  и  его  семье  всестороннюю  помощь и поддержку.  Для обратившихся в Службу ранней помощи семей с детьми работает междисциплинарная команда специалистов: педагога-психолога, социального педагога, учителя-  логопеда, инструктора по адаптивной физкультуре, учителя-дефектолога. Все специалисты прошли специальное обучение в институте раннего вмешательства г. Санкт-Петербурга.

       Причина обращения родителей в Службу ранней помощи может быть самая различная, в том числе и просто беспокойство по поводу развития. Родители обращаются в Службу ранней помощи с конкретным волнующим их вопросом. Для решения назначается первичный прием, на котором осуществляется оценка развития ребенка. Во время первичной процедуры обследования, команда специалистов имеет возможность наблюдать за деятельностью ребенка в различных ситуациях: знакомство, свободная игра, формальное тестирование, общение с мамой, обучающая ситуация, где роль учителя выполняет мама, в отсутствии близкого человека, прощание, одевание-раздевание. Такое разнообразие ситуаций позволяет нам, специалистам, получить более или менее полное представление о способностях ребенка, о состоянии неречевых и речевых психических функций, об особенностях матери и ребенка, особенностях поведения ребенка. В ходе беседы с мамой выясняются  факторы, влияющие на развитие ребенка. При любом факторе риска к отрицательным мы относим: отсутствие нормальной речевой среды, естественного диалогического общения, эмоциональной благоприятной обстановки. Первичный прием и все последующие встречи проводятся в оснащенном всем необходимым  оборудованием помещении. Как показывает практика, не все обращающиеся семьи нуждаются в индивидуализированной, длительной помощи специалистов. Одним семьям необходимо однократное консультирование по вопросам здоровья, поведения, развития ребёнка, другим несколько подробных консультаций или занятий для разрешения сложившейся ситуации, чаще детям и молодым мамам необходимы групповые занятия с целью приобретения социального опыта, совершенствования навыков коммуникации (речи).

Работая с ребенком и семьей, мы не боремся с нарушением, а работаем по трем направлениям:

- развитие самого ребенка (развитие общих умений для нормальной жизни и дальнейшего обучения, развитие специальных умений и знаний)

- приспособление окружающей среды (когда нет физических барьеров,

таких, как пороги, узкие двери, крутые лестницы, когда ребенок может

пользоваться всем, чем пользуются другие дети, когда у него есть

вспомогательное оборудование, приспособления)

- обучение окружающих людей (как стать ассистентом, как изменить свое

отношение к ребенку с нарушениями, изменение норм и представлений,

принятых в обществе).

Все это делается для того, чтобы ребенок мог полноценно жить дома, ходить в детский сад, чтобы он был включен в систему социальных отношений и активно в ней участвовал.

Коррекционные занятия с каждым ребенком проводятся индивидуально 1-2 раза в неделю в присутствии родителей. Это особенно важно, так как на занятиях родители, чаще всего мамы,  обучаются методам и приемам грамотного взаимодействия с ребенком, происходит их вовлечение в коррекционный процесс.

        В своей работе мы для реализации  задач используем различные формы работы : индивидуальные, групповые, очные, дистанционные и даже домашнее визитирование. Индивидуальное консультирование осуществляется узкими специалистами по инициативе самих педагогов, либо по инициативе родителей.

        Основными принципами нашей работы Службы ранней помощи являются междисциплинарность и семейноцентрированность.  Реализация этих принципов осуществляется следующим образом: например, если основной родительский запрос - задержка речи, с ребенком и семьей знакомится вся команда. Каждый специалист высказывает свое мнение о развитии ребенка и о семье. Очень важным является определение степени влияния медицинских, генетических, социальных вредностей на речевое развитие ребенка. При обследовании часто оказывается , что задержка речевого развития связана , прежде всего, с отсутствием благоприятного эмоционального и речевого взаимодействия матери и ребенка, мама не подхватывает вокализации ребенка, неправильно трактует сигналы ребенка. Безусловно, в данной ситуации мы прежде всего обращаем внимание мамы на истинные причины отставания речевого развития ребенка.  Если же при сборе анамнеза и междисциплинарной оценке выясняется, что ребенок отстает в развитии, в том числе и речевом, при благоприятных условиях развития на всех этапах онтогенеза, то команда рекомендует пройти дополнительные обследования у специалистов разного профиля.

Таким образом, междисциплинарность означает, что ребенок со всех сторон оценивается разными профессионалами. Благодаря отработанной междисциплинарной процедуре обследования, каждый смотрит на ребенка через свое собственное индивидуальное «пространство» на основе собственной дисциплины, учитывая возрастные и индивидуальные особенности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. В итоге, междисциплинарная команда  формирует целостное представление о ребенке и семье. Результаты психолого-педагогического обследования заносятся в индивидуальную карту ребенка. После междисциплинарной оценки определяются виды занятий (индивидуальные, подгрупповые и групповые). Проводятся консультации для родителей: по итогам занятий, тематические, по запросу родителей.

         Принцип семейноцентрированности реализуется нами через взаимодействие  с родителями, в изучении особенностей развития ребенка через маму. Проводя занятия с ребенком, обязательным условием является вовлечение и обучение родителей конкретным приемам, способам взаимодействия с ребенком:

- для совместной с ребенком деятельности и организации диалога;

- для показа ребенку образцов речевых высказываний, речевого поведения;

- для выполнения ребенком пассивных движений при рассказывании стихов, потешек;

- для психологической и эмоциональной поддержки ребенка;

- для выяснения понимания родителями того, что происходит с ребенком.

Никаких заданий на дом не дается, но просим отметить, что из того, что было на занятии, ребенок воспроизведет дома. При очередной встрече обязательно выясняется, появились ли какие-то изменения (в лучшую или худшую сторону) у ребенка, что появилось нового в их взаимоотношениях, в игре, поведении, моторике, речи.

    Одной из форм работы с родителями является использование видеозаписей: с согласия мамы занятие записывается, а затем совместно просматривается. Особенно это актуально, когда мама не очень хорошо «слышит» и «видит» своего ребенка, не реагирует на его сигналы. При взгляде со стороны маме легче учесть свои ошибки и принять ребенка с его проблемами.

          Хочу обратиться к вам, уважаемые родители: если  ребенок медленнее сверстников осваивает моторные навыки, отстает в речевом развитии, отказывается от общения с другими детьми, проявляет агрессию , пассивен или молчалив, постоянно плачет, у  него нарушен сон и аппетит, если вас что-то  тревожит и вы хотите лучше разобраться в особенностях развития своего ребенка, то можете обратиться к  нам в Службу ранней помощиДля этого необходимо просто записаться на первичный приём по телефону 3-09-32 или обратиться к нам детский сад № 25 (ул. Дзержинского, 2-в)  Специалисты службы, определят, нуждаетесь ли Вы в программе ранней помощи, программе сопровождения, или консультировании.

Наш опыт показывает, что специально организованный процесс, вовлечение родителей, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми,  дает положительный результат.

     За период работы Службы ранней помощи к нам обратилось 108 семей, из них имеющих детей –инвалидов -14, детей с ограниченными возможностями здоровья -5, семьи, которые беспокоятся по поводу развития -73, детей группы риска – 14, детей имеющих генетические нарушения – 2, нами  оказано 403 услуги, в том числе услуг домашнего визитирования– 41.

И как результат нашей работы: 105 детей включены в среду сверстников это 97% от обратившихся семей, 16 детям в соответствии с рекомендациями специалистов Службы  назначено  комплексное лечение невролога и логопеда и 3 детям назначена группа инвалидности.

             Оказание ранней помощи ребенку и родителям позволяет в дальнейшем предотвратить отставание в развитии или уменьшить тяжесть последствий начавшегося отклонения в развитии и при наличии особых потребностей ребенка подготовить его и семью к переходу в детский сад.

 

 Руководитель структурного подразделения Оксана Глебова

  

   

 

 

Дата последнего обновления страницы 05.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения