страничка музыкального руководителя

Официальный сайт

МКДОУ детский сад № 25

г. Тавда

страничка музыкального руководителя

 

 

Музыкотерапия в дошкольном образовательном учреждении.

Музыкотерапия-это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваниях.

Ритм. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса-то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.

Минорные тональности  обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные-поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа (несложные валеологические распевки). Также важны такие характеристики, как диссонансы и консонансы (дисгармония и гармония). На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта оказывает антистрессовое воздействие.

Отношение к музыке в нашем обществе несколько иначе, чем раньше, музыкальная среда заполнена эстрадно-развлекательной музыкой, поэтому важно поддерживать интерес детей к классической и народной музыке.

Элементы музыкотерапии можно использовать и в группе в течение дня.

-Утренний прием в ДОУ начинается под музыку Моцарта, которая располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

-Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку, которая оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие.

-Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день.

Особенности использования  музыкотерапии:

-громкость звучания музыки должна быть строго дозирована(не громко, но не тихо);

-использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся детям;

-лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям(не должны отвлекать внимание детей новизной);

-продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут .

 Таким образом  музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки  дадут потрясающийэффект.



 


 

Праздник как средство самовыражения.

Любой разговор о музыке имеет смысл только в том случае, если наряду с ним звучит музыка. Музыка участвует в беседе, рассказывает о мире, человеке с помощью языка звуков и интонаций. Постижение ребенком этого своеобразного языка начинается с того момента, когда проявляется первый интерес к музыкальному звуку, музицированию, когда возникает желание рассуждать о средствах музыкальной выразительности, употреблять некоторые музыкальные и эстетические термины.

Элементарные представления о языке музыкального искусства формируются прежде всего в разнообразных видах детской музыкальной деятельности(восприятии, исполнительстве, творчестве). Кроме этого, на музыкальных праздниках и вечерах создается  та особая, привлекательная атмосфера, та обстановка удивительного единения детей и взрослых, доверия друг к другу, доброжелательности, которая в значительной степени способствует успешному вхождению ребенка  в мир музыки.

Праздник в детском саду-особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Детский музыкальный праздник создает возможность эмоционального развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным музыкальным произведениям, но и к музыкальному искусству в целом. Музыкальные праздники позволяют решить многие задачи эстетического воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы  с детьми. Как известно, это многосторонний процесс, включающий использование личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка. Именно здесь взрослый приобщает ребенка к искусству и создает условия для его полноценного развития.

Знакомя детей с жизнью и произведениями русских и зарубежных композиторов (М.Глинки, П.Чайковского, С.Прокофьева), в своей работе особое внимание я уделяю развитию у ребенка умений тщательно вслушиваться в каждую фразу музыкального произведения, ощущать связь между ними, улавливать смену настроения, чувствовать динамику музыкального образа. Кроме этого, полученные результаты убеждают, что использование разных форм проведения праздников способствуют совершенствованию навыков детей в разных видах слушательской, исполнительской, музыкально-познавательной и творческой деятельности. Тематику праздников и вечеров стараюсь делать разнообразной: от коротких историй с музыкальными иллюстрациями («Королевский инструмент», «Расскажи мне сказку»)до зрелищных фестивалей детской музыки «Весенняя ярмарка», «Осенний бал», «Супрядки»; от цикла классических камерных бесед у фортепиано до яркого, впечатляющего действа, в котором побеждает добро, красота, музыка «Кораблики мелодий», «Колыбельная жизни».

В сценарных разработках представлены музицирующие или просто звучащие персонажи: Синьор Мажор, Синьор Минор, Царевна Музыка ,Хозяйка музыкальной гостиной. Здесь не  обходится и без оригинально звучащих персонажей (Шум, Стук, Грохот), а также музыкальных сказок с использованием шумовых музыкальных инструментов. Такие специально организованные игровые моменты значительно расширяют музыкальный кругозор ребенка-дошкольника.

Процесс создания сценариев музыкальных праздников и вечеров непременно включает предварительную работу с детьми:

-ознакомление с литературной версией балета(Чайковский «Лебединое озеро», «Спящая красавица»), звучанием и внешним видом музыкальных инструментов, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства;

-вовлечение в музицирование;

-изготовление элементов костюмов, атрибутов, музыкальных инструментов.

Таким образом, сценарии детских праздников являются средством обновления содержания музыкального воспитания в детском саду, предполагают  внимание не только к личности ребенка, но и к его музыкальным интересам, проявлением музыкальных способностей, дальнейшему развитию его творческих задатков.


 

 

Дата последнего обновления страницы 05.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения